ВЫБОР И ПОДГОТОВКА ПРИБОРОВ

Качество и точность полетного — эксперимента в большой сте­пени определяются правильным выбором метода измерений и измерительных приборов, а также грамотной эксплоатацией аппаратуры в процессе проведения испытаний.

При проведении летных испытаний большей частью приме­няются визуальные или самопишущие приборы, расположенные на самом испытываемом самолете; в некоторых случаях часть измерений производится при помощи стационарной аппаратуры, установленной на земле.

Визуальные бортовые приборы имеются на всех самолетах; это пилотажно-навигационные приборы и приборы контроля ра­боты двигателей. Очень часто точность этих приборов ниже точ­ности самописцев. Поэтому при проведении экспериментов пред­почитают, как правило, самописцы, применяя визуальные приборы только в случае необходимости.

Отсчет показаний по визуальным приборам производится летчиком или, если это невозможно, наблюдателем. В случае большого количества измерений или при использовании визуаль­ных приборов для измерений на неустановившихся режимах полета целесообразно применять кино — или фотоаштпарат и про­изводить в нужные моменты времени съ е м к у приборной доски с установленными на ней приборами. В таких случаях к кино — или фотоаппарату приспосабливается какое-либо меха­ническое или электрическое устройство’, позволяющее летчику или наблюдателю осуществить дистанционное управле — н и е. На приборной доске устанавливают часы с секундомером.,

ВЫБОР И ПОДГОТОВКА ПРИБОРОВ

расшифровка показаний которых позволяет получить изменение по времени интересующих нас величин. Иногда производится съемка не основной, а специальной приборной доски, устанав­ливаемой в любом удобном месте и обычно искусственно под­свечиваемой. Обычно специальную приборную доску и фото­аппарат устанавливают на одной жесткой рамке (фиг. 2.5).

В настоящее время разработаны и широко применяются само­писцы для регистрации почти всех величин, которые могут пред­ставлять интерес при летных испытаниях. Существуют само­писцы скорости (спидографы), высоты или, вернее, атмосферного давления (барографы), температуры (термографы), давления масла или горючего (манографы), составляющих перегрузки по осям самолета (акселерографы), составляющих угловой ско­рости вращения (жирографы), углов отклонения рулей или ка­ких-либо рычагов (СОР — самописцы отклонения рулей), углов тангажа (инклинографы), оборотов двигателя (тахографы) и т. д.

В этих самописцах применяется самая разнообразная запись (чернилами по бумаге, накалывающая запись на кальке, фото — запись на пленке, царапающая запись на бумаге с цветным по­

крытием, на закончено# бумаге и др.). В зависимости от назна­чения прибора применяется разная скорость движения ленты — от 0,1 до 5 мм/сек — для записи показаний на установившихся ре­жимах и порядка 10—20, а иногда и до 100—200 мм/сек для записи показаний на неустановившихся режимах. На некоторых самописцах предусмотрена возможность переключения дви­жения ленты на несколько скоростей. По принципу действия конструкции самописцев также весьма разнообразны; в неко­торых самописцах применяется механическая передача от чув­ствительного элемента к записывающему рычагу, в других — электрическая или оптическая. Вращение барабана или бара­банов, на которых смонтирована лента для записи, осущест­вляется при помощи электромотора малых габаритов либо ча­сового механизма. На электросамописцах обычно предусматри­вается специальная отметка ленты через определенные про­межутки времени, позволяющая синхронизировать запи­си разных самописцев, что особенно существенно при измерениях на неустановившихся режимах.

Как уже было указано, самописцы обладают обычно повы­шенной точностью по сравнению с бортовыми визуальными при­борами. Другим их преимуществом является возможность раз­мещения их в разных частях самолета. Наконец, при примене­нии самописцев остается документальная запись, что часто имеет существенное значение.

Для устранения влияния изменения температуры воздуха в большинстве самописцев применяется электрообогрев с автоматической регулировкой температуры внутри кожуха само­писца.

Для измерения быстро изменяющихся величин, например, вибраций частей самолета или изменения числа оборотов при резкой даче сектора газа, часто применяется осциллогра — фическая аппаратура.

Стационарная аппаратура, к которой относятся радиоло­каторы, фотокинотеодолитные установки и т. п., применяется в основной для измерения элементов разбега и пробега самолета и его траектории, а также может быть пример нена для определения траектории полета беспилотных летаю-’ щих моделей. Однако вследствие сравнительной сложности этой аппаратуры, ограниченной возможности ее применения из-за от­носительно малой дальности действия, большого персонала, не­обходимого для ее эксплоатации, и длительности обработки материалов, она не нашла особенно широкого применения за исключением указанных выше видов испытаний. Нужно доба­вить, что в большинстве случаев известные трудности представ­ляет точная синхронизация записей, производимых при помощи стационарной аппаратуры, с записями самописцев на самолете. Кроме того, для учета влияния ветра необходимо в процессе из­мерений производить при помощи шаров-пилотов или радиозон —

дав определение скорости и направления ветра по высотам, а также регистрировать изменения температуры воздуха на вы­соте.

В последние годы известное распространение получила так называемая телеметрическая аппаратура, при помощи которой показания датчиков, расположенных на само­лете, по радио передаются на землю. Применение этой аппара­туры, несмотря на известную сложность ее, в ряде случаев яв­ляется весьма целесообразным. Так, при проведении испытаний на пикирование, на флаттер, на максимальные перегрузки и при других видах испытаний, когда возможно разрушение самолета в — воздухе, а также при первых полетах нового опытного само­лета, особенно необычной схемы, применение этой аппаратуры может оказаться исключительно полезным. Кроме того, наблю­дая на земле по показаниям приборов весь процесс выполнения полета, можно на ходу корректировать и исправлять задание. Для той же цели при некоторых испытаниях целесообразна передача летчиком по радио показаний визуальных приборов и консультация его с земным персоналом в процессе выполнения задания.

Выбор той или иной аппаратуры и способа измерения для проведения испытаний зависит от столь большого количества факторов, что невозможно дать какие-либо общие указания по этому вопросу. Многое зависит от цели испытаний, потребной точности, возможности размещения на самолете приборов тех или иных габаритов, характера заданных режимов (установив­шиеся или неустановившиеся режимы), количества потребных измерений, необходимости их синхронизации, срочности прове­дения испытаний и т. п.

Перед установкой приборов на самолет, а также периоди­чески в процессе испытаний, если последние проводятся в тече­ние продолжительного времени, производится лаборатор­ная поверка и тарировка приборов во всем диапазоне их работы. В результате этой тарировки определяют инстру­ментальные (или приборные) поправки при раз­ных показаниях прибора. Если поправки превышают допустимые для данного типа прибора величины, то он заменяется другим, имеющим меньшие поправки. Вследствие наличия в приборах трения и люфтов инструментальные поправки следует опреде­лять при прямом и обратном ходе, причем разница поправок не должна превосходить допустимых для каждого прибора норм. В результате обработки данных лабораторной та­рировки строится так называемая тариров очная кри­вая, на которой по оси абсцисс откладывается показание визу­ального прибора, а по оси ординат— инструментальная поправка

^^пр “ ^пр. испр А’пр,

где Хпр — показание прибора, Хпр. иепр— истинное (исправлен­ное) значение величины, соответствующее показанию ХР. На фиг. 2. 6 показан образец тарировочных кривых указателя ско­рости.

ВЫБОР И ПОДГОТОВКА ПРИБОРОВ

Фиг. 2.6. График инструментальных поправок указателя скорости.

Для самописцев на тарировочной диаграмме по оси абсцисс откладывают истинное значение измеряемой величины, а по оси ординат — высоту соответствующей записи на ленте самописца от базовой (нулевой) линии (фиг. 2.7).

ВЫБОР И ПОДГОТОВКА ПРИБОРОВ

Фиг. 2.7. Тарировочный график двухстрелочного спидографа.

Если приборы не имеют обогрева, их следует тарировать при нескольких температурах воздуха, напри­мер, при комнатной температуре, 0°, —25° и —50° С, а при об­работке результатов эксперимента пользоваться соответствую­щей кривой.

Результаты тарировки каждого прибора следует сравнивать с прежними его тарировками для проверки стабильности его работы, т. е. степени устойчивости показаний прибора при одинаковых внешних условиях его работы. Приборы со значи­тельно меняющимися тарировочными диаграммами следует бра­ковать.

В некоторых случаях принято производить тарировку прибо­ра на вибростенде, создающем вибрации постоянной амплитуды и частоты, соответствующие вибрациям на самолете, что прибли­жает условия работы прибора при лабораторной тарировке к ре­альным условиям в полете.

Вопрос о погрешностях приборов будет рассмотрен в сле­дующей главе.

При установке приборов на самолет должен быть выполнен ряд требований, существенных для их нормальной работы в процессе испытаний. Прибор должен быть установлен в таком месте, чтобы к нему был удобный подход, позволяющий быстро и без помех производить зарядку и разрядку прибора. В месте установки прибора не должно быть резкого изменения темпера­туры при изменении режима работы двигателя. Проводка к при­борам, измеряющим давление, должна быть возможно ко­роче, без резких изломов и перегибов, для того чтобы запаздывание показаний прибора при быстром изменении измеряемого давления было минимальным. Существенно также, чтобы в трубопровод между приемником и прибором, измеряю­щим давление, не могла попасть влага. Для поглощения вибра­ций и уменьшения их влияния самописцы устанавливаются на амортизаторах, а приборные доски, на которых смонти­рованы визуальные приборы, укрепляются на амортизирующей подвеске.

Для расшифровки показаний самописцев применяются спе­циальные прозрачные шаблоны из целлулоида с нанесенной на них шкалой и базовой линией (фиг. 2.8), а также риской, которую следует совмещать с отметкой отметчика времени на ленте; в пересечении шкалы с записью на ленте производится отсчет, соответствующий данному моменту времени. По этому отсчету при помощи тарировочной кривой определяют значение измеряемой величины.

Для расшифровки показаний визуальных приборов, снятых при помощи кино — или фотоаппарата, применяются специальные расшифровочные столики с увеличительным стеклом и подсвет­кой кадров пленки.

Для всех приборов, для которых это возможно, целесообраз­но перед полетом и после него произвести непосредственно на самолете сокращенную тарировку, заключающуюся в прогонке лент самописцев или записи показаний визуальных приборов на нескольких контрольных режимах. Наличие таких контроль­ных точек позволяет избавиться от ряда погрешностей при проведении испытаний. Для тех приборов, для которых невоз-

ВЫБОР И ПОДГОТОВКА ПРИБОРОВ

Фиг. 2.8. Шаблон для расшифровки записей на лентах само­писцев.

можна контрольная тарировка на самолете, следует до и после полета делать кратковременные запуски для получения контроль­ной нулевой линии на ленте.